Открытая Россия проследила за подозрительными госконтрактами фирмы «Парк-Отель "Сямозеро"» и поговорила с юристом Фонда борьбы с коррупцией о том, понесут ли наказание чиновники, допустившие нарушения
Любовь Соболь, юрист ФБК, рассказала Открытой России, что нарушения при госзакупках — не единичный случай для департамента соцзащиты, и именно это ведомство в первую очередь виновато в случившейся трагедии:
— Я неоднократно писала о коррупции в департаменте соцзащиты Москвы. Нет никаких сомнений, что тендеры, которые они проводят, проводятся с коррупционной составляющей. Компании отсеиваются заранее, по внутренним договоренностям, а не на открытых торгах. Я просмотрела сотни тендеров, устроенных департаментом соцзащиты за несколько лет, и подобные махинации для них — абсолютно не новое явление.
Что касается этого конкретного случая, то участие двух компаний в связке, принадлежащих аффилированным лицам, для получения госконтракта незаконно, и в этом конкретном моменте вина лежит на подрядчике. Но департамент как заказчик должен был обеспечивать надлежащее качество.
Во-первых, это миф, что они лишь размещают заказ, а дальше компании торгуются только по цене. Заказчик публикует контракт, и он же составляют техническое задание, требования к исполнителю. Поэтому департамент соцзащиты должен был прописывать нормальные, адекватные требования, а если компания им не соответствует, то не допускать ее до торгов или расторгать договор.
Во-вторых, департамент соцзащиты как заказчик контролирует еще и качество исполнения услуг.
Несмотря на то, что к компании Решетовой было множество претензий со стороны надзорных органов, со стороны отдыхающих, она несколько лет выигрывали все торги.
Это говорит о том, что департамент не принял соответствующих мер, чтобы убедиться, что качество услуг соответствует заявленным. Они закрывали акты, подписывали их, оплачивали из бюджета города Москвы.
Поэтому в первую очередь я здесь вижу вину именно заказчика, департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Подрядчиков много, много среди них и недобросовестных, и задача государства, которое их привлекает, — тщательно их отбирать и следить за исполнением контракта.
Я считаю, что департамент соцзащиты должен понести и уголовную, и политическую ответственность — именно руководители этой структуры.
Насколько это реально? В России до сих пор не было ни одного подобного прецедента, когда высокопоставленные лица, действительно виновные в нарушениях, повлекших за собой гибель людей или серьезный ущерб государству, никогда не привлекались к ответственности.
Можно провести параллель с трагедией в московском метро, по которой были осуждены стрелочники — люди, которые не принимают организационных решений, а выполняют решения руководства. И как раз руководство никакой ответственности практически не понесло: не было каких-то громких отставок. Да, руководство московского метро сменилось, но это была рокировка*. Поэтому пока я предполагаю, что отвечать за все будут именно подрядчики. Надежды на то, что накажут настоящих виновников трагедии мало.
*Иван Беседин, предыдущий начальник метрополитена, после катастрофы был освобожден от должности (по некоторым данным, он уволился самостоятельно) и перешел в РЖД, а нынешний руководитель метрополитена Дмитрий Пегов пришел на его должность именно из этого ведомства.
О предполагаемых нарушениях в процедурах госзакупки путевок в лагерь «Парк-Отель Сямозеро» написал Илья Шуманов, заместитель генерального директора российского отделения международной антикоррупционной организации Transparency International.
Он восстановил схему с «технической» компанией ООО «Карелия-Опен», которая помогала «Парк-Отелю "Сямозеро"» выигрывать государственные тендеры, в том числе и от департамента соцзащиты Москвы, а так же предположил, что заказчик был заинтересован том, чтобы выиграла именно упомянутая фирма:
«При нормальном анализе деловой репутации будущих поставщиков услуг (особенно в такой специфической сфере) возможность получить контракт на 45 млн рублей такой фирме как ООО "Парк-Отель "Сямозеро" невозможно (штрафы, судебные иски, иски о банкротстве). Получается, что сотрудники правительства Москвы тянули фирму Решетовой: на этапе разработки технического задания, а на этапе организации торгов просто закрыли глаза. В итоге Решетову и ее горе-команду посадят, а сотрудников правительства Москвы, которые помогали Решетовой получить госконтракты, никто даже не вспомнит. До очередной трагедии, видимо».
Мы отследили закупки, о которых идет речь.
Всего с ООО Парк-Отель Сямозеро было заключено 19 контрактов на сумму около 140 миллионов рублей. В семи из них заказчиком выступает департамент труда и социальной защиты населения Москвы: в период с 2014 по 2015 год он заключал контракты на закупку путевок в летние оздоровительные лагеря с ООО «Парк-отель "Сямозеро"» шесть раз, в нынешнем году — один.
В большинстве из них — в августе 2014 года и трех случаях в январе 2015 года (раз, два, три) — единственным соперником для ООО «Парк-Отель "Сямозеро"» выступала именно фирма «Карелия-Опен». Она же конкурировала с означенным лагерем и в другом контракте, но уже не для Москвы: в декабре 2011 года в гостендере от Мурманской области.
Согласно базе данных «Коммерсантъ — Картотека», «Карелия-Опен» участвовала в процедуре аукционов шесть раз, ни разу не выиграв.
Согласно ЕГРЮЛ, одним из учредителей фирмы является Лисина Галина Виновна, у которой с Решетовой, владеющей ООО «Парк-Отель Сямозеро», был общий бизнес — ООО «Отель Гандвик, который позже был обанкрочен. Примечательно, что в число кредиторов пыталась попасть фирма с похожим названием «КарелияОпен», принадлежащая уже Решетовой. Антикоррупционный отдел партии «Яблоко» обратил внимание, что техническая документация последней закупки, в которой также победил упомянутый лагерь, была списана с сайта «КарелияОпен».
Исходя из всего этого, можно предположить, то, что Решетова и Лисина как минимум знакомы, а «Карелия-Опен» была лишь подставной фирмой, обеспечивающей мнимую конкуренцию на некоторых аукционах, в которых участвовал «Парк-Отель "Сямозеро"».
Напомним, трагедия на карельском озере Сямозеро произошла 18 июня, но известно о ней стало лишь на следующий день. Из-за шторма перевернулись две лодки, в результате чего погибли 14 детей.
19 июня Следственный комитет возбудил уголовное дело стотье 238 УК РФ, в рамках которого были задержаны несколько сотрудников лагеря, в том числе Решетова. По второму делу 21 июня задержали главу регионального Роспотребнадзора Анатолия Коваленко.
Несмотря на то, что в московском Департаменте труда и социальной защиты были проведены обыски, на момент публикации статьи информации о продолжении следственных действий в отношении ведомства нет.
комментарии (7)