Место действия

КАК САХАРОВСКИЙ
ЦЕНТР ПЕРЕЖИЛ ДВА ДНЯ НАПАДЕНИЙ


Репортаж Анны Ревоненко
29 сентября 2016 года
27 сентября в Сахаровском центре открылась выставка победителей международного конкурса документальной фотографии «Прямой взгляд». За два полных дня, что работала выставка, музей несколько раз подвергся нападениям — художник Антон Беликов закрасил фотографии красной краской, муниципальный депутат Дмитрий Захаров принес банку с «кровью детей Донбасса», казаки сорвали объявления на стендах экспозиции и заблокировали вход в музей. Уголовное дело не возбуждено. О нападениях на Сахаровский центр рассказывает Анна Ревоненко, которая наблюдала происходившее в здании и вокруг него 29 сентября
Забрызганный краской снимок Александра Васюковича в Сахаровском центре. Фото: Viktar Kontar / Facebook
Вечером 28 сентября в Сахаровский центр во время круглого стола, на котором выступали куратор Центра документальной фотографии Александр Сорин и белорусский фотограф, победитель конкурса в номинации «Конфликт» Александр Васюкович в выставочный зал вошли журналисты РЕН-ТВ. По большой журналистской удаче через некоторое время им удалось заснять, как на выставке появился художник Антон Беликов и забрызгал фотографии победителей красной краской из баллончика.
Фотографии, выставленные Центром, показывали войну в Украине. «Вы застенчивый фашист. Я вас презираю. То, что вы делаете, потворствует вот этим всем убийцам. Вот эти все люди — убийцы! Вы понимаете — они убийцы! Они женщин и детей убивают. А вы приходите и здесь, в Москве, вешаете их. Как у вас совести хватает?!» — кричал Беликов, закрашивая фотографии. Беликов скрылся до того, как в Сахаровский центр приехала полиция.
«Сегодня чуть ли не с девяти утра тут телевизионщики ждали в большом количестве, — рассказывает мне в Центре днем 29 сентября смотритель музея Любовь Плеханова. — Хотя зал открывается в 13 часов. Когда все вошли, я насчитала девять камер с большими штативами и очень много ручных камер. Я видела РЕН-ТВ, ''Лайфньюс'', была ''Москва-24''».

На место забрызганных краской фотографий сотрудники музея повесили объявления, объясняющие отсутствие снимков. «Там был текст о том, что здесь висели фотографии, посвященные конфликту в Украине, — объясняет директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский, — что война — это трагедия, горе и смерть, что, на наш взгляд, эти фотографии иллюстрировали ужас войны, что, к сожалению, уровень ненависти в нашем обществе не позволяет вести публичный диалог об этой войне как о трагедии».
«Почти сразу после журналистов пришел человек, который начал срывать эти объявления и кричать, что на фотографиях кровь детей Донбасса, — делится впечатлениями уже от событий черверга, 29 сентября, смотритель музея. — Через некоторое время он ушел, а затем привел большую группу зрителей, которые тоже стали громить выставку. Потом пришли казаки в папахах, началось орание, что выставку надо закрыть. С ними был депутат района Якиманка Дмитрий Захаров. Это все долго продолжалось, они возмущались: ''Как можно в Москве открывать такую выставку?''. Еще они принесли трехлитровую банку с красной краской — это якобы символизирует кровь детей, убитых на Донбассе. Захаров выступал и говорил, что эта банка — художественная акция, их ответ».

«Тезис нападавших состоит в том, что эти фотографии героизируют участников конфликта с украинской стороны, — объясняет поведение нападавших Лукашевский. — На наш взгляд, эти фотографии показывают ужасы войны и что она должна быть прекращена и не должна возобновиться».
Фотограф Александр Васюкович, чьи фотографии были размещены в Сахаровском центре, рассказал, что снимки были сделаны во время его работы на востоке Украине. На фотографиях красным крестом были отмечены люди, погибшие в ходе боевых действий, рядом были приписаны их позывные. Васюкович поделился своими фотографиями с Открытой Россией.
«Это антивоенный проект, — объясняет фотограф. — Этот проект вообще не подразумевает освещение конфликта, он подразумевает вопрос о жизни и смерти. И абсолютно неважно, какие люди там стоят на фотографиях: это происходит со всеми участниками всех войн. Поэтому довольно глупо меня обвинять в необъективности — этот проект абсолютно про другое. Там нигде не говорится, кто прав, кто виноват, кто хороший, кто плохой. Там говорится о том, что война — это всегда смерть».

Рассуждать о предвзятости музея, разместившего фотографии, нельзя, объясняет собравшимся в Центре 29 сентября журналистам Сергей Лукашевский: «В прошлом году в этом же конкурсе в номинации ''Конфликт'' была серия фотографий, посвященная последствиям обстрелов жилых районов Донецка, — она висела здесь, в центре».

Днем 29 сентября почти сразу после нападения ряженых к Центру приехала полиция, но препятствовать действиям вандалов она не стали: сотрудники стояли у дверей, внутрь пускали всех. «Они, наверное, вступают только тогда, когда начинаются убийства. А тут, подумаешь, просто бумажки срывают», — предполагает Любовь Плеханова.

Около 15 часов дня полиция выгнала всех посетителей Центра, чтобы без них осмотреть место происшествия и зафиксировать показания сотрудников Центра. В течение трех часов вход в центр был закрыт. «Туда нельзя, там намусорено», — ответил сотрудник полиции посетителям и журналистам, собравшимся у входа.

«Мы здесь бываем достаточно часто, — делится со мной впечатлением посетительница центра. — Нам не привыкать, и Сахарнице тоже не привыкать».

«Проблем же больше никаких нет в стране. Только выставки», — комментируют происходящее прохожие, вероятно, намекая и на недавний скандал с «Офицерами России», пришедшими на днях в Центр фотографии братьев Люмьер.
Рабочий и экскаватор пытаются сдвинуть постамент мемориальной доски Андрея Сахарова на Земляном валу. Фото: Александр Подрабинек / Facebook
Тем временем в нескольких сотнях метров развивалась история с постаментом мемориальной доски академика Сахарова на Земляном валу. Как сказали сотрудники Центра, в префектуру поступила жалоба от неизвестного гражданина: постамент под мемориальной табличкой, предназначенный для цветов, якобы помешал проходу пешеходов. Как рассказала РБК заведующая архивом Сахарова Бэла Коваль, приехавшие на «Камазе» люди представились работниками управы и попытались при помощи экскаватора сдвинуть бетонный постамент с места и погрузить его в машину. После того, как вмешались сотрудники Сахаровского центра, постамент был возвращен на место, но на асфальте до сих пор видны следы от передвижения.
Около 18 часов полиция завершила свои оперативные мероприятия в Центре. По словам Сергея Лукашевского, уголовное дело возбуждено не было, пока лишь ведется доследственная проверка.

«Выставка продолжит работу, — рассказал Лукашевский. — Фотографии, которые вызвали такую волну агрессии, мы восстанавливать не будем; мы будем продолжать печатать вместо них текст на белых листах».

«Не думаю, что есть смысл снова вывешивать фотографии, это будет небезопасно для самого центра и его сотрудников, — рассказал сам автор пострадавших снимков Васюкович. — Ситуация может повториться. Это чистейшей воды средневековый вандализм, когда жгли книги кучами. Примерно это же произошло в Центре братьев Люмьер, сейчас это происходит в Сахаровском центре. Если не дать отпор этим ряженым фрикам, то скоро они начнут к людям врываться в дома. Все это происходит с молчаливого согласия властей и большинства, и получается, что кучка непонятно кого решает за все общество, что можно, а что нельзя».

комментарии (3)