Дмитрий Врубель: «Путин подходит на роль нынешнего Брежнева»

Опубликовано 8 апреля 2015 года
Авторы: Денис Катаев, Ренат Давлетгильдеев

Чем сегодняшняя Россия похожа на брежневский СССР и почему она вернулась к тому состоянию, в котором находилась до падения Берлинской стены.

«Братский поцелуй», 1994 год. Фото: Dpa / AFP

Знаменитое граффити на Берлинской стене «Братский поцелуй» (или «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви») отмечает юбилей. 25 лет назад художник Дмитрий Врубель изобразил двух генсеков — советского и восточно-германского: Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера — как символ победы искусства над политикой, в знак окончания холодной войны и падения железного занавеса. Но, как оказалось, спустя четверть века призрак советского прошлого вернулся, а Россия вновь мечтает отгородиться от «коварного» Запада и ощущает себя «в кольце врагов».

Родился в 1960 году в Москве. Искусством занимается с 15 лет.
В 1986 году основал квартирную «Галерею Врубеля», которая успешно функционировала вплоть до 1996 года.
В 1990 году, оказавшись в Берлине, участвовал в разрисовке фрагментов Берлинской стены и всего за неделю создал граффити «Берлинский поцелуй», которое стало одним из самых узнаваемых символов эпохи воссоединения Германии. В 2009 году во время реставрации остатков стены все граффити, включая «Братский поцелуй» и "Спасибо, Андрей Сахаров", были уничтожены, и художник восстанавливал свои работы около месяца.
С 1993 года член Союза художников Берлина.
С 1995 года работает совместно с Викторией Тимофеевой. Врубель и Тимофеева создали более 20 совместных проектов, среди которых —«Дневник художника», календарь «12 настроений президента», проект ЦУМ (Центральный универсальный музей), выставки «Портрет эпохи», «2007», "Евангельский проект", "Война в моей голове" и другие. В начале 2013 года основали в Берлине "Открытую мастерскую художников Врубеля и Тимофеевой" (совместно с PANDA-Theater).

Несмотря на то, что с 2010 года Дмитрий Врубель вместе с соавтором и женой Викторией Тимофеевой живут и работают в Берлине, художники участвуют и в российской общественной жизни: после теракта в Беслане они дали $55 тысяч на строительство художественной школы в городе, подписали письмо в поддержку выставки «Запретное искусство-2006» и ее куратора Андрея Ерофеева.

Другие работы Дмитрия Врубеля

«Данке, Андрей Сахаров!», 1990

Граффити на фрагментах Берлинской стены. Восстановлено автором в 2009 году.

Граффити «Данке, Андрей Сахаров» на останках Берлинской стены. Фото: Mark Turner / Flickr

«12 настроений президента», 2003

Календарь жестов Владимира Путина, созданный накануне президентских выборов 2004 года. В основе проекта — изображения президента в газетах и на телевидении. Совместно с Викторией Тимофеевой

Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева с работой «12 настроений президента». Фото: Sovfoto / Universal Images Group / East News

«Евангельский проект», 2009

Выставка Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, открывшаяся в 2009 году в Пермском музее современного искусства PERMM в здании Речного вокзала. В основе проекта — современные фотографии из интернета, прокомментированные цитатами из Евангелия.

Фрагмент выставки «Евангельский проект». Кадр: piter.tv

«2007», 2012

Запрещенная выставка в московской Галерее Марата Гельмана о постсоветской России, где портреты Путина, Ельцина, Ходорковского, Брежнева, Патриарха Алексия II соседствуют с портретами криминальных авторитетов.

Фрагмент выставки «2007». Фото: Наталья Колесникова / AFP

комментарии (4)