Померещилось

Пользовательские блоги, 22.05.2015

Комментариев: 0
В последнее время часто вставал вопрос о том, насколько соотносятся такие исторические личности как Сталин и Путин. Автор данной статьи взял учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России ХХ века для 9-х классов издательства Просвещение, 1995 года и в параграфе 29, который называется "«Свет» и «Тени» духовной жизни советского общества", добавил немного актуализации и заменил "отца народа" на действующего главу российского государства (мои "дополнения" выделены жирным шрифтом и подчеркиванием). Что из этого получилось, и можно ли ставить знак равенства между Сталиным и Путиным, вы увидите ниже.

Слабый луч света в темной комнате, не всегда предоставляет возможность точно опознать явившегося из полумрака. Иногда, казалось бы, известный нам человек, в игре света и тени, предстает как незнакомец, особенно, если лицо скрывает маска, и только очертания фигуры и действия могут его выдать.

Блуждающему со свечой, дающей тусклый свет, во мраке истории, порой может померещиться, что в контурах персонажа современной политической жизни проглядывает лицо прошлого…

«Одной из основных черт вновь зарождающегося тоталитарного режима является стремление к всеохватывающему контролю над духовной жизнью общества с целью внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

Термин «идеология» подразумевает прежде всего определенное учение о мире, о человеческом обществе, о человеке, о жизненно важных явлениях. Основная задача идеологии — формирование у людей такого типа стандартизированного сознания, которое заставляет их в жизненно важных для общества ситуациях поступать одинаково и так, как это желательно правящей группировке.

Для осуществления данной задачи Путину (Сталину) потребовалось, во-первых, «упростить» консерватизм(марксизм), сделать его доступным для понимания не только парламентариев-интеллектуалов (партийных интеллектуалов), но и полуграмотного населения, убрав при этом из консерватизма (марксизма) все то, что входило в противоречие с реальной путинской (сталинской) политикой… И, во-вторых, приспособить для идеологической обработки населения все имеющиеся средства воздействия на сознание людей: школу, литературу, искусство, средства массовой информации и даже науку…

Но самое пристальное внимание Путин (Сталин) уделял истории, ибо : контроль над историей означал контроль над памятью народа. Путин (Сталин) нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал консерватизм и патриотизм, который назвали российским (советским), но все чаще он звучал как русский мир. Для Путина (Сталина) было важно, что чувство патриотизма имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере. Кроме того, русская история давала немало примеров для воспитания в людях нужных Путину (Сталину) качеств: верности государству, верности самодержцу, воинской отваги. Путин (Сталин) выбирал из русского прошлого то, что ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства. Причем тот или иной герой вырывался из истории и возносился на пьедестал в нужный Путину (Сталину) момент. Иван Грозный — чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства; Петр I — чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя; Александр Невский — в период обострения международных отношений (советско-германских отношений), князь Владимир и др…

На помощь Путину (Сталину) пришли кинематограф и литература. Историческая тематика стала их любимым детищем. В уста своих героев писатели и сценаристы вкладывали едва ли не дословныепутинские (сталинские) речи. Исторические фильмы, исторические романы являлись по сути иллюстрацией путинской (сталинской) концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества…

Идеологические догмы и строгий министерский (партийный) контроль самым пагубным образом отразились на состоянии гуманитарных наук…

На экране культивировалась атмосфера триумфальной победы российской (Красной) Армии над всеми врагами в самый короткий срок…

Цензура не могли не оказать влияния на общий уровень массовой литературной продукции. Появляются произведения-однодневки, таких авторов, как Стариков, Пучков, напоминающие скорее передовые статьи в газетах….

Со всех сторон — с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана — смотрел великий вождь, мудрый учитель и «отец всех народов», — В.В. Путин (И. В. Сталин). И отовсюду звучали «бурные и продолжительные аплодисменты», раздававшиеся после любого слова, сказанного президентом(вождем)...

Создавалась иллюзия, что счастливое время уже наступило. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим. Это состояние и использовали власти в целях создания социально-психологической монолитности общества, которая, в свою очередь, облегчала манипуляцию им, позволяя конструировать то трудовой энтузиазм, то массовое негодование в адрес «врагов народа», то всенародную любовь к своему президенту (вождю).

Материализовавшимися символами величия путинского (сталинского) государства стали Казанская Универсиада, Сочинская Олимпиада, возможность проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, ну и конечно, аннексия Крыма (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, похожие на дворцы залы станций Московского метро, гостиница «Москва», Крымский мост через Москву-реку и грандиозная скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница»). …Умело организованные, они служили отдушиной для людей, чья жизнь была не слишком праздничной, были свидетельством силы, мощи, уверенности в будущее, в победах во всех сферах…

Это парадное государственное великолепие уживалось с очень скромными жизненными благами большинства населения страны. Веселая, радостная жизнь проходила на фоне многочисленных судебных процессов над «врагами народа», национал-предателями, пятой колонной. И над парадным фасадом счастливой жизни нависала зловещая тень сталинского ГУЛАГа".

В игре «света и тени» принимали участие:
1) «Мрак истории».
2) «Свеча – знаний»: § 29. «Свет» и «Тени» духовной жизни советского общества. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век: Учеб. кн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995, стр. 194, 195, 200. Учебник был рекомендован Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
3) «Тень» – воспаленное воображение автора.

ОРИГИНАЛ: Деловой квартал, Живой Журнал

Задать вопрос


комментарии (0)